в этом блоге
постов
268
комментариев
374
фото
1345
видео
2
хосок
5
zolotorevzolotorev   404322

Про деньги

в этом посте:
символа
5664
слов
975
картинок
7

Соловки на деньгах и деньги на Соловках (продолжение темы)


В предыдущем совоем посте я писал о Соловках на деньгах. Думаю, для полноты, следует написать и о деньгах, существовавших на Соловках. Вернее о денежных знаках, имевших хождение только в пределах Соловецких лагерей особого назначения.

Краткая историческая справка:

В 1918 году на Соловках впервые появились отряды красногвардейцев, произошла конфискация части продовольственных запасов монастыря. В 1920 году состоялось прибытие на Соловки комиссии М.С.Кедрова, произошла ликвидация Соловецкого монастыря и ссылка его руководства. Архимандрит Вениамин (Кононов), последний настоятель Соловецкой обители, и его келейник иеромонах Никифор (Кучин) были убиты (сожжены заживо) в лесной избушке близ реки Лодьма в районе Волкоозера на Пасху 1928 года.

С 1922 по 1939 г. на островах располагались места заключения. В 1923-33 г.г. — Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН).

«Суровая климатическая обстановка, трудовой режим и борьба с природой будут хорошей школой для всяких порочных элементов!» – постановили большевики, появившиеся на Соловках в 1920 году. Монастырь переименовали в Кремль, Белое озеро в Красное, а на территории монастыря появился концентрационный лагерь для военнопленных Гражданской войны. В 1923 г. этот лагерь перерос в СЛОН – «Соловецкие лагеря особого назначения». Интересно, что первыми узниками СЛОНа оказались активисты тех политических партий, которые помогли большевикам захватить власть в стране.

в 1933-37 г.г. — Соловецкое специальное (штрафное) отделение Беломоро-Балтийского комбината; в 1937-39г.г. — Соловецкая тюрьма Главного управления государственной безопасности НКВД. За это время через Соловки прошли тысячи и тысячи узников, многие из которых погибли от непосильных условий жизни и болезней или были умерщвлены. Собор соловецких святых прежних времен пополнился в эти годы десятками новомучеников и исповедников, пострадавших за веру.

В 1939 году произошла ликвидация тюрьмы на Соловках, архипелаг был передан Северному флоту, на островах был организован учебный отряд Северного флота. В 1942—1945 годах на островах функционировала школа юнг.

В 1944 году был организован Островной совет, который в 1971 году был переименован в Сельский совет. В 60-е гг. XX в. началось восстановление памятников архипелага. В 1967 г. открылся музей, действующий и по сей день.

В 1987 году на Соловках был создан районный Совет, а населённый пункт на архипелаге получил официальное название «посёлок Соловецкий».

В 1990 году была возобновлена религиозная деятельность на Соловецких островах. В 1992 году произошло включение Соловецкого историко-культурного комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

На Соловках была создана модель государства, разделенного по классовому признаку, со своей столицей, Кремлем, армией, флотом, судом, тюрьмой и материальной базой, доставшейся в наследство от монастыря. Здесь не было советской власти, здесь была власть соловецкая – первый местный Совет депутатов появился на Соловках только в 1944 году. Издавались свои газеты и журналы, печатались свои деньги.

Бумажные деньги без водяных знаков достоинством в 2, 5, 20 и 50 копеек, 1, 2 и 5 рублей с надписью "Имеют хождение только в пределах Соловецких лагерей особого назначения" и подписями Г. Бокия (1-й выпуск), Л.Когана (2-й выпуск) и М.Бермана (3-й выпуск) были в ходу в 1929-1932 годах. Выпускалась и дополнительная купюра достоинством в 10 рублей. Боны размером 75х52 мм в 2, 5, 20 и 50 копеек ("горизонтальные") и рублевые размером 75х102 мм и достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей ("вертикальные").

До введения бумажных денег использовали расчетные квитанции - "квитанция до 5 рублей" и "квитанция до 10 рублей". Эмиссия бон была ограниченой, так как заключенный за перевыполнение нормы мог получить не более 5-6 рублей в месяц. Деньги выдавались в финчасти. При покупке продуктов в лагерном ларьке ставилась отметка от кого и сколько денег получено. Это делало бессмысленной подделку денег. Справедливости ради надо отметить, что и без этой процедуры подделывать деньги было невозможно – у зэков отсутствовали бумага, краски и другие инструменты фальшивомонетчиков.

«На лагерные боны и на эти расчетные квитанции (выдаваемые со счета личных денег или как премиальное вознаграждение за работу) в соловецких ларьках, особенно в сельхозском, за кремлем, в 1931 и 1932 годах часто свободно продавались по терпимым ценам худшие сорта свежей рыбы своего улова, разные овощи, тюлений жир, кости, колбаса, начиненная всякой съестной дрянью, и кое-когда молоко...

Заключенный имел право ежемесячно получать из дома 50 рублей; для лагеря это большие деньги. На руки выдавалась денежная квитанция на ту или иную сумму. Выглядели эти "квитанции", как настоящие деньги, с серийными номерами за подписями члена коллегии ОГПУ Г. Бокия и начфинотдела ОГПУ с оговоркой, что имеют хождение только в лагерях Особого Назначения ОГПУ. Датированные 1929 годом, они выпускались купюрами в 2, 5, 10 и 50 копеек, в 1, 5 и 10 рублей. Ни одна союзная республика не имела права печатать свои банкноты. ОГПУ плевало на это право. В 1933 году Наркомфин СССР както добился отмены этих квитанций, как "незаконного суррогата" и в лагерях тогда их обменяли на советские дензнаки.

С лицевого счета, на который записываются отобранные или присланные родственниками деньги, можно взять или, точнее говоря, могли дать квитанцию и на рубль, и на десять, и на пятьдесят рублей или вообще отказать в выдаче. Это зависело от года, от настроения того или иного начальника, от положения заключенного и от суммы на его счету, а прежде всего и больше всего от блата, самой действенной и мощной силы в лагере. Не зря из Соловков разошлись по лагерям поговорки: "Не имей отца и брата, а имей кусочек блата", "ГПУ сильно, а блат сильнее".

(Розанов Михаил. Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922-1939. Факты-домыслы-"параши". Обзор воспоминаний соловчан соловчанами. В двух книгах. Книга первая, 1979. Книга вторая, 1980. Издание автора.)

"1934.ХI.26. [№ 3] Посылку твою получил, а всего — три, в том числе посланную на Кемь. Деньги, 20 р. и 10 р., пришли, но на руки я их не получил, т.к. выдача будет производиться постепенно, частями. Отсюда ты видишь безцельность посылки денег. Да к тому же тут деньги не на что тратить, ведь здесь же нет магазинов, а в ларьке можно получать по карточкам, которых у меня пока нет."

(Павел Флоренский. Сочинения. В 4 т. Т.4 Письма с Дальнего Востока и Соловков / Сост. и общ. Ред. Игумена Андроника (А.С. Трубачева) П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. – М.: Мысль, 1998. – (Философское наследие)






zolotorev

Написал: zolotorev 20 ноября 2011, 18:40

1
mood-o-meter
  • мозг off[0]
  • развлекаюсь[0]
  • мозг on[0]
  • мозг off[0]
  • развлекаюсь[0]
  • мозг on[0]
комментарии | 1
nat865   21 ноября, 18:14
вОТ ЯРКИЙ ПРИМЕР ПАРАЛЕЛЛЬНОГО МИРА. Мы то бьемся, ищем их.Теоретически доказываем, что они есть.Боремся за многоорбразие мира...А они -  здесь, рядом.невидимые, неощутимые несведущим( невхожим) или как бы сказали верующие -  невцерковленные...И средства те же -  деньги.Но параллельные. ТОлько в пределах той колючки, что ограждали этот параллельный мир. А жизнь текла по тем же законам и шла параллельным путем( там рождались и умирали, любили, ревновали, мечтали, надеялись и верили)
FaceBook
ВКонтакте
Загрузка...

Читайте также:
свернуть