в этом блоге
постов
414
комментариев
46
фото
334
видео
45
хосок
0
Старик_КозлодоевСтарик_Козлодоев   6657301

Громкие звуки, движущиеся картины

в этом посте:
символов
5427
слова
973
картинка
1

Кино на выходные: "634 такта Владимира Тарасова", "Актеры", "Ветер в ивах"

Возвращение рубрики — ну как я оставлю вас без кино на выходные? Одно из них вы вряд ли найдете где-нибудь, поэтому советую посмотреть его целиком прямо здесь. Второе и третье — доступны. Но все они совершенно прекрасны. Как раз для этих выходных этой, наконец-то наступившей весны.

634 такта Владимира Тарасова
Режиссер Святослав Чекин
СССР, 1990

Фильм о замечательном барабанщике Владимире Тарасове, участнике знаменитого трио ГТЧ и успешном соло-артисте придумал художник Юрий Соболев, знаток джаза, друг многих советских джазменов, много работавший в анимации — он был художником-постановщиком "Стеклянной гармоники" Юло Соостера и "Бабочки Андрея Хржановского. Соболев и предложил режиссеру Святославу Чекину, у которого была в джазовых кругах репутация "нашего человека на ТВ", написанный им сценарий. "Слава не оставил от моего сценария ничего", — рассказывал Соболев в 1995 году. "Но всякий раз, когда я смотрю этот фильм, я чувствую — это моё, это снято так, как я и хотел".

К моменту съемок "634 тактов" на счету у Чекина было несколько больших джазовых кино- и телепроектов — фильмы-концерты Алексея Кузнецова "Всего 6 струн" и Леонида Чижика "Реминисценции. Матисс и джаз", фильм "Играем джаз!" (о Тбилисском фестивале 1986 года) — но "634" стоит отдельно от этих картин. Все перечисленные фильмы — крепкие, удачные образцы традиционного для того телевидения и того времени музыкального документального кино (с учетом, конечно, бережного отношения к музыке, которую Чекин знал и любил — и, безусловно, великолепного визуального ряда), "634" — это очень серьезный шаг за пределы того, что и по сию пору можно вообразить о музыкальном кино, о кино джазовом.

Камера следует за Тарасовым: вот он дома, с семьей, вот в гостях у друга-художника, вот смотрит телевизор или собирается на рыбалку; камера пристально вглядывается в картины из тарасовской коллекции современного искусства, камера следит за музыкантом на концерте в московском Доме Туриста, обращает внимание на напряженные глаза слушателей в зале. Этот видеоряд, кропотливо и искусно смонтированный, сопровождает композицию "ATTO IV" — композицию упругую, основанную на жесткой остинатной ритмической структуре, в которой у каждого музыкального шага в сторону есть обоснованное, пусть временами и неожиданное развитие. И режиссер буквально становится соавтором музыканта, сообщая его музыке — уже, напоминаю, существовавшей отдельно от фильма — визуальный образ, который не врывается в её ткань, не мешает ей, не заменяет её собой. Кстати, вот и иллюстрация к этому тезису: при монтаже картины Чекин, скованный строгими правилами того телевидения, был вынужден вырезать из композиции четыре минуты. Когда Тарасов смотрел фильм, он не заметил исчезновения этих четырёх минут...

Фильм, снятый на студии "Экран" в 1989-м, был несколько раз показан по центральным каналам ТВ, затем, в 1991 году, появился в эфире Российского Телевидения, где Чекин делал тогда первую отечественную цикловую программу о джазе — "Джаз-тайм".Он умер в декабре того же года в Лондоне, где монтировал фильм для Мстислава Ростроповича. "634 такта Владимира Тарасова" в последний раз РТР показывало в 1994 году, к трехлетию со дня смерти режиссера. Ни на одном физическом носителе этот фильм так до сих пор и не вышел. Но вы можете посмотреть его прямо здесь и сейчас.

Актеры
The Actors
Режиссер Конор Макферсон
США, Великобритания, 2003

Актер — профессия страдательная, особенно актер театральный. Здесь таких двое: молодой и не очень; они играют в отвратительной постановке "Ричарда III" и мечтают о лучшей жизни, которая рядом и которая совершенно недостижима. Впрочем, когда речь заходит о том, чтобы применить свое мастерство в реальной жизни, ни у юного, ни у пожилого не возникает сомнений: ну как не украсть 50 000, если есть такая возможность — тем более что в этой афере обоим видится еще и проверка на профессионализм? Но то, что в процессе осуществления хитроумного плана парочке (молодого актера играет прекрасный Дилан Моран, лучший из нынешних британских стендаперов, не так давно гастролировавший Санкт-Петербурге) будет крепко не везти, становится очевидно сразу всем, кроме самих участников аферы...

Английские комедии — это особая история, тем более если в них играет Майкл Кейн, вот как здесь. Ему по плечу практически любые амплуа, и мошенник-неудачник — едва ли не самое выигрышное из них. Впрочем, неудача, как и все на свете, вещь относительная — и когда реальные бандиты под руководством обворожительной героини Миранды Ричардсон ломают герою Кейна руки, ноги и многое другое, он все равно держится гоголем. В финале станет ясно, зачем все это было — хотя до финала вам придется пожить вместе с Мораном и Кейном уморительные полтора часа.

Ветер в ивах
Режиссер Терри Джонс
Великобритания, 1996

Эта история, сочиненная Кеннетом Грэмом в первой половине прошлого века, экранизировалась много раз — и в игровой форме, и в анимационной, — но этот фильм стоит наособицу. Прежде всего потому, что им занималось несколько человек из компании развеселых англичан, известной под названием "Летающий Цирк Монти Питона". "Ветер в ивах" — сказка, конечно, философская, как и все британские, но в ней еще и очень сильно игровое начало — так что Терри Джонс, Эрик Айдл, Джон Клиз и примкнувшие к ним не-питоны Стив Куган и Стивен Фрай справились с миром, созданным Грэмом, на "отлично". Они играют говорящих животных почти без грима: у Джонса, играющего Жаба, лицо раскрашено зеленым, а Куган-крот носит каску с фонариком, и этого более чем достаточно, чтобы обозначить контуры героя. Поскольку в сказке много смешного, они комикуют, но не натужно; там, где есть место грусти и романтике, они нежны и задумчивы. В общем, они совпадают с Грэмом почти идеально. Но "Питоны" делают больше. Они переносят сказку, считающуюся у нас детской, на воистину вневозрастной — с одной стороны и несколько контркультурный — с другой — уровень. Они начинают жить на экране, и, кажется, что и ссорятся, и мирятся они совсем взаправду — но очаровательно и совсем не зло.

И еще одна важная штука, которую понимаешь, посмотрев именно эту версию "Ветра в ивах": этот киношный фейерверк переодеваний в зверей свидетельствует лишь о том, что лучшие из нас хотели бы вернуться туда, где зло чисто, понятно и действует хоть и хитро, но прямолинейно — не так, как у людей. Хотели бы, да не могут. И в этом, наверное, главная трагедия человеческого рода.

Удачного просмотра!

Старик_Козлодоев

Написал: Старик_Козлодоев 20 апреля 2012, 22:22

0
mood-o-meter
  • мозг off[0]
  • развлекаюсь[0]
  • мозг on[0]
  • мозг off[0]
  • развлекаюсь[0]
  • мозг on[0]
комментарии | 0
FaceBook
ВКонтакте
Загрузка...