в этом блоге
постов
414
комментариев
46
фото
334
видео
45
хосок
0
Старик_КозлодоевСтарик_Козлодоев   6657301

Громкие звуки, движущиеся картины

в этом посте:
символа
5522
слова
984
картинка
1

Смерть без героизма: памяти Сергея Богаева

Когда 3 июня в своем блоге легендарный питерский звукорежиссер Алексей Вишня сообщил о внезапной смерти своего близкого друга, тон его был растерянным: "Весной Сергей дописал альбом «Ыгыатта», над которым мы начали работу в 2005 году — записали электронные болванки, клавишные партии. Вроде ничего он пошел. Вчера Сергей заходил, говорил, много дисков уходит, был доволен. А сегодня взял и умер".

Вчера в Питере, на Богословском кладбище, похоронили лидера группы "Облачный край" Сергея Богаева.

Я помню, как они выступили в Подольске осенью 1987-го. "Всесоюзный Вудсток" стал, судя по всему, боевым крещением для архангельского коллектива, уж по крайней мере для такой большой аудитории — это был пятый, кажется, концерт группы, которую знали прежде только по магнитоальбомам, записанным в питерской студии Андрея Тропилло. Я опаздывал — концерт был днем в субботу, а мне с утра довелось сдавать какой-то особенно хитрый зачет, и к Парку культуры и отдыха имени летчика Талалихина я подбегал, пропустив почти всех выступающих, но две последних песни все же застал (звук был поганый, но мощный вой чудовищной советской электрогитары "Урал" прорезал все лажи звукорежиссера), а к сцене прорвался в тот момент, когда Богаев, слегка нетрезвый, в финале "Матери порядка" сорвал с себя "Урал", ударил им несколько раз об пол, но не добился эффекта сродни хендриксовскому: отечественное дерево было прочным, пусть играть на нем было почти невозможно. Тогда он метнул гитару в динамик, свалил его на пол сцены и с сознанием выполненного долга ушел со сцены.

Они были единственной "тяжелой" группой на том фестивале, да, в сущности, и во всей обойме так называемого русского рока. Они были чертовски злы на власть и порядок, и почему-то именно в их интерпретации эта злость сегодня кажется максимально убедительной. Тяжелые жанры традиционно завязаны не на остросоциальные темы, но Богаеву, талантливому гитаристу и одаренному звукорежиссеру, удавалось совмещать и хард-рок, и фольклорные мотивы, и социальную компоненту. Еще до первых поездок в Питер, до знакомства с "Аквариумом" и Тропилло, они записывали в ДК "Красная кузница" то, о чем самиздатовские журналы писали: "...Многим столичным командам вскоре станет нечего ловить... Остроумие, вкус, содержательность и глубина текстов до сих пор были монополией Москвы и Ленинграда. Рано или поздно эта монополия должна была рухнуть. И вот теперь, когда она рухнула, мы видим, насколько просторнее стал наш мир". Вторым релизом, упомянутым в этом тексте, был, между прочим, альбом "ДДТ" - "Компромисс".

Что греха таить, по части текстов безымянный автор преувеличивал, но Богаеву удавались довольно выпуклые образы — так, в "Косте Перестукине" он несколькими удачными мазками выписал типичного комсомольского стукача-карьериста, а в "Грустной истории" создал полную трагизма романтическую драму о любви активиста и, пользуясь терминологией Юрия Лозы, "девочки из бара". Собственно, из всего репертуара группы эти песни больше всего и помнятся.

После Подольска у них были гастроли, в 1990-м "Мелодия" выпустила пластинку "Свободы захотели?" — наверное, это был пик их успеха в советское время. А в несоветское их довольно быстро забыли. Так почему-то часто случалось: те, кто подставил режиму одну из множества серьезных подножек, упали с пьедесталов вместе с ним.. В 1993-м в Москве погиб басист группы Андрей Лукин, после чего группа фактически прекратила свое существование.

Богаев работал звукорежиссером у Тропилло, к концу 90-х при помощи сессионных музыкантов начал записываться и выпускать альбомы под названием "Облачный край" — на него никто и не претендовал. Альбомы эти имели хождение ограниченное; я, надо сказать, не натыкался ни на один из них.

В общем, Богаева просто забыли, хотя от "Облачного края" осталась красивая легенда. В ней, кроме главы из книги "100 магнитоальбомов советского рока", нашлось место и такому моменту: по одной из версий, саунд Rammstein на начальном этапе ставился по образцу "Облачного края", услышанного кем-то из участников, живших тогда в социалистической ГДР, с советской пластинки...

А дальше, пожалуй, стоит предоставить слово Алексею Вишне, благо записи в его ЖЖ в открытом доступе. Свидетельство одного из ближайших друзей Богаева, человека, помогавшему записывать последний альбом "OK" "Ыгыатта" (работа над ним шла пять долгих лет, но хоть кто-нибудь из вас слышал о нем? Страшная запись, мало имеющая отношения к чему бы то ни было, страшная оттого, что слышно, как человек рвется на части), на мой взгляд, очень важно.

"Два года назад Сергей Богаев посещал клинику, где ему ставили капельницу и смотрели мозг на КТ. Уже тогда врач заметил полное отсутствие просветов в сосудах головного мозга и сказал, что жив еще Сергей Иванович по весьма странному стечению обстоятельств".

"Вечером около шести Богаев зашел ко мне в не лучшем состоянии, к которому я уже начинал привыкать. Как-то ограждать его было бесполезно. Стакан он всегда наливал непременно полный, до самых краев, и это меня всегда в нем нешуточно бесило: ну вот же бутылка, я не пью — ты пьешь один, никто не гонит, я приготовил обед, а тут только сели, и хлоп — сразу стакан!".

И вчера, после похорон:

"Медицинское заключение гласит, что умер он от миокардита. А выглядел Серега так, будто его убили".

...Рок-н-ролльный героизм — штука обманчивая и, чего скрывать, двусмысленная: за фасадом, сложенным из рваных струн, лозунгов и разбитых гитар кроются обычно вещи малоприятные. Смерть от пьянства или вызванная пьянством, конечно, не столь поэтична, как постепенный, поэтапный распад личности, связанный с употреблением наркотических веществ, но, по сути, разницы нет. Нашим рок-героям отчего-то не удается благородно стареть, как это происходит с западными — гляньте хотя бы на великого нонконформиста и бунтаря Нила Янга! Но кто, кто мог уберечь Сергея Богаева, который и ночевал-то не в собственном доме, а в чьей-то квартире с голыми бетонными стенами, где и умер — страшно, без малейшей доли какого бы то ни было геройства...

Вечная память ему, одному из тех, кто разгонял в сентябре 1987-го тучи в небе над Подольском, а то и над всей страной.

И кончайте уже бухать, парни.

P.S. Богаев написал об "Облачном крае" книгу - не столько даже написал, сколько наговорил тому же Леше Вишне, который, видимо, взял на себя труд превратить разговоры в буквы. Она столь же искрення, сколь наивна и простосердечна — во многом, похоже, как и сам Сергей. Не знаю, будет ли она когда-нибудь опубликована на бумаге, но вот тут можно почитать главы из нее.

Старик_Козлодоев

Написал: Старик_Козлодоев 8 июня 2011, 00:06

0
mood-o-meter
  • мозг off[0]
  • развлекаюсь[0]
  • мозг on[0]
  • мозг off[0]
  • развлекаюсь[0]
  • мозг on[0]
комментарии | 0
FaceBook
ВКонтакте
Загрузка...

Читайте также:
свернуть