в этом блоге
постов
686
комментариев
1041
фото
4238
видео
9
хосок
0
fresh_f5fresh_f5   11573570

Свежий номер

в этом посте:
символ
9571
слов
1607
картинки
2

"читатель обходится по рублю"

Дмитрий Кравчук, создатель литературных порталов "Стихи.ру" и "Проза.ру", о постмодернизме, индульгенции авторам, профессиональной литературе, массовом читателе и писателе, коллективном бессознательном и боте-стихоплете.

Самодеятельных литераторов воображение рисует одутловатыми дамами бальзаковского возраста и бородатыми мужчинами в растянутых свитерах. Авторов успешных сетевых проектов — неформалами, похожими на Цукерберга или Носика. Дмитрий Кравчук, основатель сайтов stihi.ru и proza.ru, рвет все шаблоны: он напоминает скорее успешного банковского или страхового служащего, чей пик карьеры еще впереди.

Офис компании, обслуживающей проекты Кравчука, расположен не на "Красном Октябре" или "Винзаводе", а в бывшем НИИ из тех, где когда-то разрабатывали сверхсекретную военную технику, а теперь сидят разношерстные арендаторы и пахнет столовой. Сотрудники обращаются к Кравчуку, да и, кажется, друг к другу по имени-отчеству, но сознаются, что делают это только при посторонних: литераторы — люди серьезные и не признают фамильярностей. Все это вместе взятое отчаянно напоминает 1990-е и безупречно гармонирует со старомодным интерфейсом "Стихов" и "Прозы", где нет даже плагинов "В контакте" и Facebook. Не потому, что их сложно прикрутить, а потому, что литераторы — люди серьезные.

И поразительно продуктивные. На "Cтихах" лежат более 16,5 млн творений 420 000 поэтов. "Проза" поскромнее: 2,5 млн произведений, вышедших из-под пера почти 138 000 писателей. Некоторые псевдонимы звучат даже устрашающе: Елена Нестерова — 3, Аддуктионс де Либэготс, Просто Золото, Дерзак Московский, Античиксин Объекктивный... Это грандиозное хозяйство существует с 2000 года. И лишь недавно, накопив критическую массу, стало выходить в офлайн: в марте в первый раз были вручены премии "Поэт года" и "Писатель года". А ранее, в конце 2011-го, случился публичный скандал — актер, ряженый под поэта-любителя, принес в Московский союз писателей брошюрку якобы своих стихов и немедленно получил членский билет и Есенинскую медаль. На самом деле стихи эти писал бот — простенькая программка, которая живет на "Стихах" и сама составляет строки из произвольных фрагментов. Псевдоним новоявленного дарования — Б. Сивко — расшифровывается как "бред сивой кобылы".

— Как работает ваш бот-стихоплет?
— Лет десять назад я написал программу "Помощник поэта": автор вводит две первые строки, которые не должны между собой рифмоваться, и мой алгоритм дополняет их до четверостишия. Уже тогда на сайте было около 1 млн стихов. Робот нарезал их на кусочки и систематизировал по размеру и рифме: например, если строка закончилась на "морозы", то слово, с которым срифмовал его другой поэт ("розы", "слезы", "березы"), скорее всего, подойдет и здесь.

— А не получается что-то наподобие аутотроллинга? Одной рукой вы делаете портал для поэтов, а другой в некотором роде перечеркиваете саму идею стихосложения...
— Это просто забавное дополнение, показавшее одну важную вещь: как заповедует нам постмодернизм, смыслом произведение искусства наполняет читатель, зритель. Что он видит, то и есть, и неважно, какой смысл закладывал творец. Стихотворение, написанное роботом, бессмысленно, но читатель может найти там два, три уровня глубины. Это вскрывает механизм всего современного искусства и дает индульгенцию авторам, которые могут не заботиться о том, чтобы нести разумное, доброе, вечное, а просто идти на поводу у своего вдохновения.

— Отдают ли себе в этом отчет авторы, которые пользуются программкой?
— Я смотрел логи: некоторые экспериментируют просто ради развлечения. А еще среди пользователей много бухгалтеров и секретарш, которые составляют праздничные поздравления начальникам. Уж не знаю, довольны ли они: строчки-то попадаются разные, и кое-что может шокировать. Но когда с помощью этой программы сделали подделку под современную поэзию, ее никто не смог опознать.

— А вы сможете?
— И я тоже не смогу, такова современная поэзия. Константин Кедров, радикальный представитель современного футуризма, говорил в интервью, что если в поэзии все понятно, то это, стало быть, не поэзия.

— Вы сами имеете какое-то отношение к литературе и литераторам?
— Изначально я человек из другой среды, у меня техническое образование. В конце 90-х, когда я только начинал заниматься интернетом, про веб 2.0 еще никто не слышал, все строили порталы типа "Рамблера". Считалось, что пользователи будут туда ходить читать погоду и новости. Но для создания портала нужны материальные ресурсы, которых у меня не было, и я сделал нечто более простое и понятное, не требующее редакции и штата сотрудников. Идея сайта, наполняемого самими пользователями, оказалась удачной.

— А литературное направление вы выбрали потому, что графоманы способны поставлять пользовательский контент в неограниченных количествах?
— Я не очень люблю слово "графоман". В хорошем смысле это просто человек, который любит писать, — как Лев Толстой, Горький или Пушкин. Но это понятие часто используют в негативном контексте, имея в виду людей, которые плохо пишут. Поэтому я предпочитаю говорить об авторах. Они пишут, как умеют. Наши проекты ориентированы на то, чтобы люди, интересующиеся литературой, могли реализовать себя. А литературное сообщество до сих пор пытается от нас отмежеваться.

— Литературное сообщество — это кто конкретно?
— Есть несколько литературных группировок, и они между собой не дружат, а порой даже и воюют. Все они против нас, против угрозы из интернета. Поэтому в литературных изданиях, например, есть негласный запрет упоминать наши порталы.
Мы не претендуем на статус профессиональной литературы. Конечно, вкусы людей, закончивших Литинститут, отличаются от вкусов массового читателя. Но он существует, как и массовый писатель. С ними мы и работаем. Каждую неделю проводим по три литературных салона, и к нам приходит 50 или 100 человек. Некоторые действительно талантливы, просто не смогли пробиться. Плюс это некая форма выражения коллективного бессознательного, коллективной рефлексии о литературе и искусстве. Возможно, народный фольклор наших дней. Нельзя все это просто так взять и выбросить в корзину.

— Каков смысл существования "Прозы" и "Стихов" сегодня, когда выложить текст можно где угодно?
— Большое сообщество авторов, готовых друг друга читать и комментировать, есть только у нас. Для того чтобы читали и комментировали в ЖЖ, нужно быть медийной персоной, а про обычного человека никто не узнает. А у нас автор может воспользоваться рекламными механизмами, разместив свое произведение на главной странице, и получить 1000 читателей, из которой сотня сразу скажет, что думает об этом произведении. И хотя все авторы в какой-то степени конкуренты, но это для них скорее отдушина, возможность отвлечься от реальной жизни, и они чаще похвалят, чем обругают чужое произведение.

— Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку?
— Андрей Вознесенский размещал у нас свои стихи, но был не очень благосклонно воспринят читателями, раскритиковавшими текст песни про миллион алых роз. Нет в интернете пиетета по отношению к мэтрам и грандам. Но тем не менее обычная атмосфера — благожелательная, и это вдохновляет и поддерживает автора. Здесь для него настоящая жизнь, и даже если он неуспешен в других вещах, то у нас может получить ту частичку признания, которой ему так не хватает. Это важная социальная функция: мы хотим, чтобы общество состояло из уверенных в себе людей.

— Слушайте, вы это серьезно?
— Да. Даже если он не поэт, не писатель и никто его стихи и прозу в профессиональном сообществе воспринимать не желает, все равно он получает возможность попытаться. А дальше сообщество само поднимет на щит тех, кто соответствует их представлениям о прекрасном.

— Как происходит поднимание на щит?
— Выходить на общение с внешним миром мы начали год-два назад, достигнув определенной критической точки количества и качества. Зарегистрировано 500 000 авторов. Ежедневно на "Стихи" заходит 100 000, на "Прозу" — 50 000 человек. Это на порядки больше совокупной аудитории всех литературных изданий. Ну а после проведения премий "Поэт года" и "Писатель года" не заметить наши результаты уже невозможно.

— Какие имена вам удалось вырастить и запустить в самостоятельное литературное плавание?
— Нашим поэтом года стала Ольга Аникина, хорошо известная на портале, ею восхищаются все читатели и авторы, но профессиональный мир ее не знает. Она врач с 15-летним стажем, кандидат медицинских наук, стихи для нее — хобби, ее никто пока не раскручивал. Но мы попробуем ее продюсировать и издадим книгу ее стихов.
А в номинации прозы победил профессиональный сценарист, который у нас публикуется под псевдонимом Никей. Его пьесу очень высоко оценил режиссер Марк Розовский, даже зачитывал вслух, не зная, кто на самом деле автор. (Несколько примеров названий опусов Никея: "Эта бескрайняя крайняя плоть", "Сучка ты, Галатея", "Поцелуй в аномалию", "Как я был женской грудью", "Шерстистая алчная завязь". — F5)

— Где коммерческая составляющая, за счет чего вы зарабатываете деньги?
— Начиналось все это как хобби. Потом встал вопрос о финансировании, необходимом, чтобы проект развивался, и я стал создавать дополнительные платные сервисы для авторов. Один из них — издание печатных альманахов. Собственно, авторы сами долго уговаривали издать им книги, но я не умел этого делать, и только когда на горизонте появилась профессиональная команда из бумажной литературы, мы открыли "Авторскую книгу". Издательство печатает малые тиражи, услугу оплачивает автор, на современном цифровом оборудовании это стоит совсем недорого. Кто-то выпускает свою книгу, чтобы подарить друзьям и знакомым, другие просят поставить на продажу в книжные магазины, мы это тоже делаем. Еще продаем рекламные услуги непосредственно на наших сайтах: за 1000 руб. можно получить тысячу читателей, то есть в среднем один читатель обходится по рублю. Но платных услуг у нас не так уж много, поэтому развиваемся мы медленно.

— А зачем оно вам? Вы программист, а не литератор. Безумных прибылей, как вы сами сказали, эти проекты не приносят.
— Я делаю то, что полезно большому количеству людей. Мне, как специалисту по веб-интерфейсам и интернет-технологиям, видно, как сделать ресурс удобным. Если бы этим занимались литераторы, они вряд ли сделали бы лучше. И уж точно не заботились бы о равенстве в правах всех авторов, как сильных, так и слабых. Я регулярно получаю письма, в которых люди искренне благодарят и ничего не просят взамен. Значит, это дело нужное.

— Вам легко общаться с литераторами?
— За 12 лет я научился их понимать и соответствовать их ожиданиям и тому социальному заказу, который они формируют. Конечно, среди них непременно находится чувствительное число тех, кто готов винить лично меня во всех своих бедах и несчастьях.

— Вас поэтому нет в социальных сетях?
— Да, это одна причина. Вторая — по-моему, соблазн легкого общения, который создают социальные сети, вредит и работе, и реальной жизни, и продуктивности.

_________________

Дмитрий Кравчук, веб-программист и интернет-менеджер, 35 лет. Закончил МФТИ, работал в РосНИИРОС, Ru-Center и журнале "Вокруг света". Создатель литературных порталов "Стихи.ру" и "Проза.ру".

аккаунты

kravchuk.ru
stihi.ru/avtor/kravchuk

Спрашивала Анастасия Овсянникова
Фотографировал Валерий Белобеев

fresh_f5

Написал: fresh_f5 1 июля 2012, 16:05

2
mood-o-meter
  • мозг off[0]
  • развлекаюсь[0]
  • мозг on[0]
  • мозг off[0]
  • развлекаюсь[0]
  • мозг on[0]
комментарии | 3
Этот комментарий был забанен
 
FaceBook
ВКонтакте
Загрузка...

Читайте также:
свернуть