в этом блоге
постов
686
комментариев
1041
фото
4238
видео
9
хосок
0
fresh_f5fresh_f5   11573570

Свежий номер

в этом посте:
символа
9424
слова
1604
картинки
2

"бунюэль не крут. крут рэмбо"

Редактор, эссеист и культуролог Антон Кораблев о "Чубакке" и "МакГаффине", философии XX века и кино, хипстерской скукоте, массовой культуре и лекции панка о Симпсонах.

Антону Кораблеву очень подходит штамп "хорошо известный в узких кругах". Проект chewbakka.com, который Кораблев как редактор создал в соавторстве с художником, скрывающимся за псевдонимом 04_, — одно из немногих контркультурных сетевых СМИ, за которые не стыдно. А для некоторых chewbakka.com и вовсе настоящая цифровая Библия постмодерна. Вы заходите на сайт, кликаете на лохматого проводника Хана Соло, внутри обнаруживаете блюющего Бэтмена, статьи словенского философа Жижека, страницу под заголовком "Пиз...а Сталина", ведущую к бездонному хранилищу визуального контента... Короче, "Чубакка" — сатанинское содержимое головы Кораблева, постепенно обросшее полноценной медийной формой и ставшее популярным.

Теперь детище Кораблева живет своей жизнью, а он в качестве креативного редактора участвует в недавно стартовавшем проекте yourmacguffin.com. "МакГаффин" отчасти наследует визуальный беспредел "Чубакки", но как медиа является более собранным и интеллектуальным — сайт посвящен феноменам массовой культуры, в первую очередь кино.

— При создании "Чубакки" ты ориентировался на иностранные аналоги? Вообще за пределами Рунета есть что-нибудь в этом духе?
— Если покопаться, безусловно, есть. Даже не сомневаюсь в этом. Еще в VI веке н. э. все было сказано и написано — многие изобретают велосипед заново, но это фарс. Наши предки, в отличие от нас, современников Стаса Михайлова, занимались настоящими делами: насилием, грабежом, разбоем. Они создавали империи, а мы создаем виртуальные острова. Так что все уже было, и неоднократно. Все повторяется, сужается лишь масштаб. Ирония в том, что изначально "Чубакка" задумывался как шутка. В первую очередь резиденция "Чубакки" — это плод нашего с художником 04_ творческого поиска, визуально ориентированного, а уж потом альтернативные идеи. Но спустя время сайт зажил своей жизнью, абсолютно демонической, набрав огромное число посетителей. Тогда я начал искать концепцию и в конце концов превратил "Чубакку" в ринг, где на одной неделе кулаками машут Генон и Эвола (Рене Генон, французский философ, Юлиус Эвола, итальянский мыслитель и писатель, известный, в частности, переводами Генона на итальянский. — F5), а на другой приходит Александр Бард (шведский бизнесмен, социолог, музыкант и поэт, участник легендарной Army of Lovers. — F5) и устраивает пиротехническое шоу с карликами и трансвеститами.

— То есть попытки скопировать что-то не было?
— Намеренного эпигонства не было. Хотя, в принципе, любая деятельность — это комбинаторика, симбиоз уже отработанных элементов, с этой точки зрения я разделяю позицию, заключенную в лаконичном выражении "воруй лучшее". В копипасте нет ничего плохого. Скажем, совершенно не зазорно потянуть несколько идей у Жижека (Славой Жижек, словенский культуролог и социальный философ. — F5), он и сам наворовал прилично. В конце 2008 года, когда "Чубакка" уже бороздил просторы Сети, я скорее думал о веселье, а не о том, что структуру мы могли бы позаимствовать у Wikipedia. Если бы мы запускали "Чубакку" сейчас, как "МакГаффин", возможно, я бы действительно садился и искал, от чего отталкиваться.

— В чем главные отличия "МакГаффина" от "Чубакки"? Я вот прочел твой ответ на аналогичный вопрос в интервью liberty.ru: "„Чубакка” — это когда я беру Джеймса Балларда, помещаю его в ваш мозг и устраиваю там дискотеку. „МакГаффин” — это задумчивый диалог с Баллардом, но уже на afterparty". Так?
— "МакГаффин" для меня — новая территория, новые читатели. Я устал от хипстеров, которые ежедневно пишут мне десятки сообщений с предложениями опубликовать их гениальные тексты или разместить их гениальные фотографии на "Чубакке". Я не отвечаю им, потому что для меня это аудитория, которая пришла случайно и за которой я абсолютно не гнался. А "МакГаффин" для меня в этом плане level up. Он представляет собой некоторый симбиоз: и не хипстеры, и не академики, вещающие с кислой миной. Грубо говоря, читатель "МакГаффина" — нечто среднее между патриархом и пролетарием Егором из Омска, который только что открыл для себя интернет.

— Но масскульт — очень широкая тема. На чем "МакГаффин" фокусируется, что освещает и исследует в первую очередь?
— Номер один, безусловно, кинематограф. Кого не встретишь — все рассказывают, какой замечательный Годар или Трюффо, а для нас они давно съеденный олдскул. "МакГаффин" в каком-то смысле является попыткой сделать то, что делает Жижек: реабилитировать массовое кино как поле для иллюстрации концептов. Но "МакГаффин" в большей степени рефлексивен. Мы не пытаемся придумать новые слова, дискурсы, пилить какую-то ахинею. Мы используем только то, что уже есть, и пытаемся найти новую связь с реальностью. Грубо говоря, не надувать щеки и говорить "Какой крутой Бунюэль", а надувать щеки и говорить "Какой крутой Рембо". Если философия XX века была одним большим комментарием к Фрейду, Ницше и Марксу, то "МакГаффин" — комментарий к Арнольду, Сталлоне и Брюсу Уиллису. К тем кодам, которые сформировали нас.
Ну и во вторую очередь мы хотим пройтись по литературе, наделать много хороших зубодробительных текстов, в которых визуальная часть будет уже мало волновать. Работать в виде продвинутого арт-блога, который ежедневно выкладывает новые фотографии японских школьниц, трахающихся с осьминогами, мы не будем. Основной упор будет на тексты критического плана.

— Не боишься, что "МакГаффину" суждено скатиться во вторичный контркультурный андеграунд? Что вы сами обрекаете себя на конкуренцию с другими контркультурными медиа вроде W→O→S, Royal Cheese или looo.ch?
— В последнее время я как раз очень хочу отмежеваться от контркультуры, потому что ей, как корью, переболел в 17 лет, и даже тогда мне она была не особо интересна. Многие, кстати, воспринимают "Чубакку" как контркультурное местечко. Но это не так. "Чубакку" нельзя раз и навсегда объяснить. Это процесс, и он направлен на всякого страждущего. "Чубакка" шагает в будущее, пополняя архив философов. Он не интегрирован ни в какую структуру, и мне неинтересно, в центре мы или на периферии. Что касается "МакГаффина", то, безусловно, подобные опасения есть. Но мы же понимаем, что все это видение находится в головах. Мы не будем занимать концептуальную позицию и заявлять, что мы для этих, но не для тех. Скорее, думаю, это будет фрикование на грани фола. По большому счету ни я, ни Саша Павлов (главный редактор yourmacguffin.com. — F5) не боимся просто-напросто потому, что не думаем об этом. А все вышеназванные ресурсы развлекают. У них есть очень дельные советы. Но при этом они кричат: "Смотри, но не читай!" Читать там нечего.
Кстати, раз уж вспомнили о W→O→S. Я буквально на днях узнал, что W→O→S — коммерческое издание. Я за ними не особо слежу, они для меня как новый альбом Бритни Спирс — нечто за гранью моего внимания. Открыл, зевнул, закрыл. Но мы сидели и общались с моим другом, которого попросили что-то поснимать для W→O→S, и он сказал: "Прикинь, мне $100 заплатили". Думаю, это ситуация такого сытого православного капитализма в России. Ребята сидят в офисах и думают: "Посмотрите, эти ваши новые медиа как грибы растут, надо это дело как-нибудь взять в оборот". То есть уже пришло понимание, что на этом можно заработать — не ясно пока, как, но в перспективе можно. И захватить нишу. В этом плане W→O→S является инкубатором. Но мне не до конца понятно, кого они хотят взрастить и как хотят это капитализировать.

Если философия XX века была одним большим комментарием к Фрейду, Ницше и Марксу, то "МакГаффин" — комментарий к Арнольду, Сталлоне и Брюсу Уиллису

— Соответственно, "МакГаффин" в сторону капитализации вряд ли будет двигаться, так?
— Мы бескорыстные, финансово независимые, но не откажемся от кремлевских денег или спонсорской помощи Прохорова. А если серьезно, то, как выглядят структуры заработка на новых медиа, я понял еще на "Чубакке". Из столичных event-агентств мне писали, что Москва устала от клубной жизни и ей нужен такой фриковатый Дэвид Боуи, который будет извергать на старух с иконами проклятья. Были такие предложения, чуть ли не на монументальное шоу звали, как конферансье, — мол, будете задавать тему вечера и т. д. Но в КВН мы не играем.

— Кого вы собираетесь публиковать? Мне, например, нетрудно представить, как вы оказываетесь в абсолютно безвоздушном пространстве без подходящих авторов и критиков. И надувать щеки приходится с помощью переводного Жижека с Джеймисоном.
— Попробуйте сначала перевести Джеймисона (Фредрик Джеймисон, американский философ марксистского толка, литературный критик, исследователь постмодернизма. — F5), а потом говорите о надувании щек. Или назовите ярких авторов, которые пишут для других ресурсов. Хипстерская скукота, пустой пересказ фильмов, высокомерная оценка просмотренного кино. Почти никто не обращает внимания на интеллектуальный потенциал масскульта. А те, кто обращают, — все наши друзья. Мы не окажемся в безвоздушном пространстве, потому что в нем пребываем и впускаем свежий воздух в комнату, в которой все задыхаются. При этом "МакГаффин" — еще не устоявшаяся площадка, мы экспериментируем, наблюдаем за реакцией пользователей. И если смотреть статистику, то невозможно спрогнозировать, какой текст будет читаем, а какой нет, что будет популярнее: материал про усы или про фильмы с поруганным Христом. Разумеется, пока в топе оказываются тексты более развлекательной направленности, но это не вопрос имени того, кто пишет текст. Вопрос в том, что, как ни крути, это все является интересом очень малой аудитории.

— В связи с этим закономерный вопрос о просвещении. Чтобы не превратиться в интеллектуальных снобов от контркультуры, не должны ли новые медиа вроде "МакГаффина" брать на себя ответственность за просвещение своей аудитории? Расширять ее круг, отвоевывать у так называемых хипстерских проектов?
— Это вопрос не мне. Я ярый безбожник, мне абсолютно все равно, просвещаю я свою аудиторию или нет. Я лишен пафоса просветительства. Для меня главное, что творится в моей собственной голове. А остальных людей я воспринимаю как соседей по многоквартирному дому, чья жизнь меня совсем не волнует. Знать о них ничего не хочу. "МакГаффин" — это прилизанный вчерашний панк, который пришел в аудиторию читать лекцию студентам. Но лекция эта о Симпсонах. Это не просвещение, а детализация того, что лежит на поверхности.

_________________

Антон Кораблев, управляющий директор Института исследования (пост) современной культуры, главный редактор chewbakka.com, креативный редактор yourmacguffin.com. Доподлинно о нем известно немногое: родился в 1986 году в Москве, получил высшее экономическое образование. На данный момент покинул пределы России: одни говорят, что окончательно переселился в Сеть, другие — что находится в перманентном поиске безлюдного континента со своим личным Твин Пиксом. От тисков урбании убежал вместе с женой и сыном Тихоном.

аккаунты

antonkorablev.com
anthony-fwwm.livejournal.com
twitter.com/anthony_fwwm

Спрашивал Стас Наранович
Фотографировал Дима Сергеев

fresh_f5

Написал: fresh_f5 13 мая 2012, 15:56

0
mood-o-meter
  • мозг off[0]
  • развлекаюсь[0]
  • мозг on[0]
  • мозг off[0]
  • развлекаюсь[0]
  • мозг on[0]
комментарии | 0
FaceBook
ВКонтакте
Загрузка...